5.Способы выражения словоизменительных грамматических значений в современном английском языке.
Грамматическая категория – объединение двух или более грамматических форм, противопоставленных или соотнесенных по грамматическому значению. ГК включает не менее двух противопоставленных форм. Существует три формы времени – наст., прош. и буд., четыре глагольных разряда – основной, длительный, перфектный и перфектно-длительный, но две формы числа существительных, два залога и т. д. Не существует категорий, имеющих только одну форму: не может быть одного артикля, одного падежа, одного залога и т. д. Слову присуще лексич. и грамматич. значение.
Лексич. значение – индивидуальное значение конкретного слова. Дом – вид жилища, сооружение.
Грамматич. значение – значение больших классов или подклассов слов, обычно выделяемых в составе определенной части речи. Грамматич. значение характеризуется абстрактностью и наслаивается на индивид. лексич. значение. Грамматич. значение не названо в слове. К наиболее общим грамматич. значениям относят значения частей речи, а именно, значения предметности имен сущ. и значения признака имен прилаг. К более частным общим грамматич. значениям относят значение категории числа имен сущ., а также значение падежа. Показатель -s в АЯ передает значение множественности: tables, boys; в РЯ мы находим показатели -ы, -и: столы, мальчики. Хорошо – наречие, нет категорий числа, падежа, времени. Конкретное грамматическое значение (например, значение ед./мн. числа имени сущ.) закреплено за данным набором форм (парадигмой).
В АЯ у сущ. нет рода: it (англ.) - он, она, оно (рус.).
Грамматич. значение должно обязательно и стандартно выражаться через свойственные ему формальные показатели. Формальные показатели специфичны для каждого языка и передают грамматическое значение только в соединении с основами определённых разрядов - частей речи.
В РЯ каждое сущ. стоит в определенном падеже (обязательность); в АЯ используется will для образования будущ. времени (стандартность).
Способы:
1)суффиксация – прибавление суффиксов (словоизменительные). Tables, He works
2)чередование гласных и согласных используется:
2.1.при выражении значений категории числа: foot – feet; для противопоставления форм ед. и мн. числа в указательных местоимениях (в сочетании с чередованием согласных): this – these, that – those; для противопоставления форм инфинитива: write-wrote-written, speak-spoke-spoken.
2.2.чередование согласных используется при образовании форм ед. и мн. числа некоторых сущ. Чаще чередуется согласная f: knife-knives, leaf-leaves. Чередование согласных используется для противопоставления форм инфинитива: send-sent-sent.
В ряде случаев параллельно используется чередование гласных и согласных. В системе неправильных глаголов: catch-caught-caught, sleep-slept-slept.
3)супплетивизм – это использование различных корней для выражения грамматич. значений.
Be – инфинитив; am – первое лицо ед. число; is – третье лицо ед. число; was/were – прош. время.
Go (я иду) – went (я шел). Good-better (хороший-лучше).
4)монофлексия – это словоизменительный аффикс, который оформляет единицы, большие чем одна словоформа (s’). Mу aunt and uncle's arrival.
5)аналитические формы – используются в системе глагола для образования видовременных форм, похожи на свободные синтаксические словосочетания, но отличаются от них по ряду признаков: 1.аналитическая форма включает не менее одного служебного слова и одного лексически наполненного, но возможно и большее количество служебных компонентов: is coming, has been asked, is being built. Вспомогательный должен утратить свое лексическое значение, сохраняя лишь грамматическое.
I have (вспомогательный глагол) finished my translation.2.
2.общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму; вспомогательный глагол передает более частные внутрипарадигматические значения лица и числа (если эти значения отражены в форме), но общее видовременное, залоговое и модальное значение складывается только из всех компонентов вместе. Вместе с тем, каждый компонент, взятый в отдельности, не несет информации об общем значении формы. Так, has и given не информируют о значении перфекта, так же как и had, been, sent.
He has been learning English for 5 years. 3. Ни один из компонентов аналитическ.формы не может быть опущен или заменен без нарушения грамм.или смысловой правильности предл-я: He is been learning, he has being learning, he has been learned. 4. М-ду компонентами аналитич.формы отсутств.синтаксич.отношения – определительные, дополнительные, обстоятельственные. Вся анал.форма явл-ся одним членом предл-я – сказуемым. Вся форма целиком вступает в синтаксич. отношения внутри предл-я.
Типологическая характеристика англ. словоформы
Словоформа - частная форма словоизменения (река-реку, рекой, реки), слово — представитель всех возможных словоформ. Типологич. характеристика словоформ осуществляется по бинарным параметрам: флективность и агглютинативность; синтетизм и аналитизм.
Флективность предполагает неоднозначность словоизменительных аффиксов, т.е. один аффикс выражает значения различ. грамматических категорий (стола – флексия а – значение родит. падежа, ед. ч.). Флексия, т. e. словоизменительный формант; флексия может быть внешней, т. e. это – суффикс, несущий грамматическую нагрузку: street-s, approach-ed; флексия может быть внутренней: чередование гласных: foot - feet; find - found. Агглютинативность предполагает моносемантичность, т.е. однозначность аффиксов и легкую их выделяемость в составе словоформы. По данному параметру АЯ является преимущественно агглютинативным, а РЯ – флективным.
Синтетизм предполагает выражение грамматических значений в пределах одной словоформы. Аналитизм – выражение грамматических значений за пределами одной словоформы.
I worked – синтетич. словоформа (время). Was working – аналитич. словоформа (значение числа и времени выражено за пределами словоформы). В РЯ окончание -ом (домом, лесом) передает значения творит. падежа, муж. рода, ед. числа; окончание -аем (бегаем) передает значение наст. времени, первого лица, мн. числа глагола. Английские словоизменительные аффиксы передают только одно значение. Так, -s в словоформе rooms передает только значение множ. числа, -ed указывает только на прошедшее время (или причастие второе), -ing — на причастие первое или герундий.
В АЯ широко развит аналитизм – используется при выражении синтаксич. отношений в предложениях ввиду отсутствия категории числа, падежа прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
В РЯ преобладает синтетизм. Буду читать – пример аналитизма в РЯ (будущ. несоверш. время). Большой дом – пример согласования (число, род).
В РЯ синтаксич. форма подлежащего выражается формой именит. падежа, а прямого дополнения – формой винит. падежа (реже – родит. падежа) имени существительного. При этом порядок слов грамматически свободный. В АЯ категория именит. и винит. падежей отсутствует и дополнения передаются порядком слов. The hunter killed the bear. The bear killed the hunter